Церковь интровертов

Body: 

Почему среди нас нет более Иоаннов Кронштадтских

Тетради по консерватизму. - 2020. - № 1. - С. 730-740.

Я – просто прихожанка Русской Православной Церкви, не обладающая какой-то
особой инсайдерской информацией, – и особого интереса у меня к таковой нет (ниже станет понятно, почему), и даже слухи о внутрицерковных проблемах, действительных или
надуманных, доносятся до меня глухо. Однако я представитель некой тенденции в современной церкви, которая затрагивает большинство прихожан: тех самых традиционалистов
и консерваторов, на которых наша Церковь стоит. И большинство это во многом молчаливое, живущее некоторой своей, порой явно противоречащей тенденциям современного
общества жизнью. Оно имеет свое мировоззрение, во многом общее для этого молчаливого большинства. И, выступая на церковную тему в светском журнале, я хочу попытаться
это церковное большинство объяснить. Из этого объяснения станет понятно и то, почему в
наше время нет проповедников, которые имели бы общероссийское значение, почему те,
кто имеет в Церкви большой авторитет, почти не известны за ее пределами.

Итак, попытаюсь объяснить! Кто мы, православные традиционалисты? На нас на
всех, не разбираясь, вешают множество ярлыков, называют царебожцами, православнутыми и тому подобное. Нам навязчиво тыкают в лицо шикарной машиной, купленной некой
игуменьей, и удивляются, почему мы без особого интереса на это реагируем. Наверное,
мы совсем зомбированные, забитые и вообще с головой у нас не все в порядке? Да, есть и
такое замечательное выражение – «православие головного мозга», – это как раз про нас,
да? Почему мы не видим попов на мерседесах?

Про «попов в мерседесах» – самый простой вопрос. Они, попы на мерседесах, наверное, есть, но они вне нашего, подавляющего большинства обычных православных, поля
восприятия, мы с ними не соприкасаемся, а живем своей жизнью, где видим приходских
батюшек, озабоченных тем, как оплатить коммуналку за храм, подкрасить его, залатать
крышу, хористам заплатить и своих детей прокормить. Впрочем, о частной их жизни мы
мало знаем и не очень ею интересуемся. Что до каких-то мерседесов? Из моего рассказа
станет ясно, почему нам мало интересны мерседесы.

Говорят о множестве проблем в Церкви. И я здесь о некоторых из них скажу. Но
начну с одного своего недавнего впечатления, которое, если в него вдуматься, заставит
на проблемы смотреть чуть в другом ракурсе. Впечатление, впрочем, привычное, просто
недавно я о нем задумалась. Шла служба в небольшом старинном храме одного маленького провинциального городка, где я уже постоянная прихожанка. И собралось нас человек
двадцать женщин уже в возрасте, самого простого вида и человек пять – семь пожилых
таких же мужчин, да пара помоложе, интеллигентного вида (о, наш маленький городок –
большой культурный центр!), да наш веселый блаженненький Гена: в таком составе мы

Читать дальше в формате pdf